Существует огромное множество различных типов клиентов, и шансы встретиться с каждым из них приблизительно равны. Тут представлены впечатления от наиболее ярких типажей клиентов, встреченных мной за 5 лет работы на ниве разработке сайтов... Клиент - п......л. Замечателен тем, что после встречи с ним очень резко повышается собственная самооценка. Тебя встречают, как лучшего друга, расхваливают твои работы, при чем практически все, рассказывают, какой ты замечательный и гениальный. Говорят, что готовы платить любые деньги, лишь бы было бы хорошо. Рассказывая о себе, такой клиент, как правило, упирает на собственную крутизну и знакомства с так называемой \"элитой\" общества. Тебя просят сделать договор и говорят, что готовы немедленно заплатить аванс и начать работать. Окрыленный ты едешь домой, несколько дней занимаешься аналитикой, составляешь проектную документацию. За это время клиент звонит тебе несколько раз, уточняя свои пожелания по функционалу проекта. После нескольких бессонных ночей (ибо проектик предполагается неслабый) ты отправляешь клиенту рожденное в муках техническое задание и договор. Пару дней ты пребываешь в эйфории и подсчитываешь предполагаемую прибыль, планируя, сколько двухъядерников можно купить на эти деньги. Потом эйфория постепенно начинает угасать, потому что твой телефон молчит. Сам не звонишь, так как не хочешь показать, что ты чересчур заинтересован в клиенте. Эйфория сменяется грустью, грусть переходит в злость и ты кусаешь себе локти, что как идиот потратил несколько дней на то, чтобы сделать этому козлу техническое задание, злость через некоторое время сменяется пофигизмом, потому что уже пришли другие клиенты, и твоя мысль переключилась на другие задачи. Проходит год, ради интереса ты заходишь на старый сайт клиента посмотреть, а сделал ли он за это время что-нибудь. Вариант первый (самый вероятный): как висел у него старый сайт, сделанный лет 5-10 назад каким-то сотрудником отдела (потому что в каждой компании должна быть \"страничка\"....), так и висит. Вариант второй (менее вероятный): в новом сайте ты узнаешь свои идеи, которые бессонными ночами ты описывал в своем техническом задании, правда сайт сделан так, что очень трудно предположить, что туда вложены те деньги, о которых тебе говорил клиент при встрече, скорее всего он объявил конкурс, кто сделает дешевле. Ты веселишься, глядя на весь этот ужас, и даешь себе зарок НИКОГДА НЕ ЗАНИМАТЬСЯ АНАЛИТИКОЙ И НЕ ПИСАТЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ БЕЗ ПРЕДОПЛАТЫ.
Клиент - мне все должны.
Самый поганный тип клиента. Он высокомерен, ведет себя так, будто делает одолжение даже тем, что просто общается с тобой. Считает заведомо, что ты должен устраивать перед ним "рекламные пляски". Как правило, не готов платить нормальные деньги, для него все окружающие - гастарбайтеры. Чтобы работать с таким человеком, нужно быть не просто психологом, а психиатром, так как такие проблемы требуют "лечения". И если удалось победить такого клиента, заключить с ним договор и довести проект до конца, считайте себя профессором психиатрии.
Клиент - реально крутой.
Мечта любого разработчика. Как правило, это мужчина лет 45-50, уверенный, состоявшийся в бизнесе, имеющий не одно высшее образование, благополучен в семейной жизни. Он хорошо знает, что хочет, очень уважительно относится к профессионалам, оценивая чужую работу по достоинству. С таким человеком приятно работать. Он пунктуален, доверяет твоему профессионализму, всегда четко ставит задачу, может "построить" своих менеджеров, чтобы они как следует организовали общение с разработчиком. Платит вовремя и хорошо. Остаешься с ним в прекрасных отношениях, через некоторое время приходит к тебе с новыми проектами, рекомендует друзьям и знакомым. К сожалению, очень редкий тип клиента, таких надо заносить в "красную книгу", относится либо к вымирающему, либо еще к только зарождающемуся в России типу настоящих мужиков (сказал - сделал). На моей памяти был только один...
Клиент - экономный.
Не совсем то, что малобюджетный. Это совершенно посторонний человек, не являющийся вам ни родственником, ни другом. Да и деньги у него, как правило, есть, другой вопрос, что он настолько экономен, что готов даже сам сделать сайт, а обращается к вам лишь только потому, что начинает понимать, что сам его сделать не в состоянии, или то, что он делает сам, просто отпугивает его собственных клиентов и вредит его бизнесу. Этот клиент приехал в большой город делать бизнес из деревни или из маленького захолустного городка. Его девиз: \"не нае...шь - не проживешь\". В результате такого подхода он обзавелся несколькими фирмами с разными видами деятельности, а также личной недвижимостью, куда перевез всю свою семью. Он готов торговаться до посинения за 1000 рублей, и с ним удается сработаться только в том случае, если установленный ценник на проект близок к демпинговому. Он отнюдь не глуп и прекрасно осознает, что он может получить за совсем маленький бюджет. Поэтому он платит больше, так как стремится работать с профессионалами, но требует такую работу, за которую в другом случае вы бы взяли раза в 2-3 больше денег.
Из материалов он не дает ничего. В лучшем случае у него имеется разработанный каким-нибудь мальчиком логотип. Вы вынуждены подбирать для него материалы, писать техническое задание и тексты. Он выжмет из вас на все 200% и обязательно подпихнет дополнительную работу. Чтобы сработаться с таким клиентом, нужно обладать определенной долей альтруизма. Он будет вас разводить на \"опт\". В результате вы сделаете ему 5 проектов по цене 2-х. Он пытается перейти из категории клиентов в категорию хороших знакомых или друзей, чтобы выжимать из вас еще больше. На моей практике многолетнее общение с таким клиентом закончилось в итоге тем, что он отказался платить за последнюю, по доброте душевной сделанную в кредит, работу.
Нормальный клиент.
Клиент, владеющий компанией, относящейся к не очень крупному (скорее среднему) бизнесу, имеющий штат профессиональных менеджеров. Он не общается никогда с вами напрямую, а все задачи перекладывает на свой менеджмент. Поэтому успех разработки проекта в большинстве случаев зависит от квалификации менеджера и умения этого менеджера находить общий язык со своим собственным руководством. Грамотный менеджер и ТЗ сам составит, и позаботится о своевременной оплате вашей работы, и убедит руководство, что то, что вы сделали, просто великолепно, и ни в коем случае нельзя вмешиваться со своими правками в вашу работу. С такими людьми легко общаться, вы находите с ними общий язык, а когда приезжаете, вас задаривают различными корпоративными подарками - ручками, блокнотами, пакетами и календарями, а под новый год и бутылочку шампанского можно отхватить :)) В такой компании - менеджер всему голова! И становится грустно, когда такой замечательный менеджер вдруг уходит в декрет :))), ведь совершенно неизвестно, кто его заменит, и будет ли новый сотрудник такой же замечательной исполнительной девушкой, какой была предшественница :))
Клиент - иностранец.
Под иностранцами следует понимать наших соотечественников (русских, украинцев), уехавших туда с волной эмиграции в смутные 90-е годы, и работающих в настоящее время на какие-либо западные (американские или британские) компании. Очень удивляются, что в 2007 году российские разработчики не готовы "лизать им пятки" за 100 баксов. Жалуются, что их там держат за людей "второго сорта", при этом к нам, оставшимся здесь и не продавшим свою родину за тарелку прокисшего супа, сами относятся, как к "третьему". С такими лучше даже не начинать работать. Они просто вас вежливо обманут...
Клиент - любитель тендеров.
Нечто среднее между \"п........м\" и \"мне все должны\". Подходит только для студентов, когда те набираются профессионального опыта, так как задачи часто ставятся достаточно интересные, и, если вы молоды, вас не очень интересуют деньги (потому что их вы точно не получите), у вас куча свободного времени, и вам необходима практика, то такие клиенты - для вас. \"Тендер\" - модное нынче словечко, неправильно трактуемое некоторыми сотрудниками или владельцами компаний, подменяющими конкурс проектной документации (конкурс коммерческих предложений) конкурсом дизайна или программирования. Даже самая маленькая сранненькая компания уже готова объявлять \"тендер\" (путает свой статус со статусом Газпрома, как минимум). Реальное же желание - получить проект на халяву. В результате выигрывает либо тот, кто дал \"откат\" (если компания покрупнее и там есть хоть какой-никакой бюджет), либо тот, кто назначил самую низкую цену. На выходе - проект сомнительного качества, если вообще хоть что-то сделано. После нескольких проколов по молодости и по глупости я просто перестал реагировать на такие предложения, а если и реагирую, то только на русском матерном...
Клиент из другого города.
Это крупные государственные компании или акционерные общества, находящиеся где-нибудь во Владивостоке или Находке, то есть практически - на другом краю света :) Хотят работать с Москвой или Санкт-Петербургом, потому что это престижно, либо не могут в своем городе найти разработчика нужной квалификации. Один из лучших клиентов, и если вам такой встретился, то считайте, что вам повезло. Вас выбирают по вашим работам и вам не приходится тратить время на личные встречи и "рекламные пляски" :)) Вы можете не беспокоиться о своем внешнем виде, потому что заказчик никогда не узнает, что вы сидите за своим компьютером в дранных джинсах или после бессонной ночи тыкаетесь носом в клавиатуру. У них вполне приличный бюджет, может быть, и не самый лучший, но в принципе вполне приемлемый для того объема работ, который вам заказывают. Вы начинаете работать и благополучно заканчиваете проект на радость клиенту и себе любимому.
P.S. Все вышесказанное совершенно не значит, что мы не уважаем наших клиентов. Это значит лишь одно - клиент прав не всегда. А мы уважаем тех, кто уважает нас и приходит к нам с желанием работать. И только на таком взаимном уважении возможно нормальное полноценное сотрудничество, в выигрыше от которого остаются обе стороны.
Желаю всем удачи и побольше ХОРОШИХ КЛИЕНТОВ!!!
Источник: http://artone.nnov.ru/2010/10/21/kakie-byvayut-klienty.html |